Главное – не слушайте пользователей

Для того, чтобы создать простой в использовании интерфейс, обращайте внимание на то, что пользователи делают, а не на то, что они говорят. Не судите о сайте по претензиям, которые высказывают пользователи, а также не полагайтесь на их размышления по поводу возможных вариантов своего поведения.

В последние годы самым главным препятствием на пути распространения юзабилити являлась высокая популярность крутого навороченного дизайна. К счастью, красочный дизайн проиграл, а приверженцы юзабилити добились своей первой и самой тяжелой победы: компании теперь обращают на юзабилити больше внимания.

К счастью, выиграв битву против противников юзабилити, мы так и пока еще не выиграли битву против сложности. Перед нами теперь просто новая линия фронта: теперь необходимо добиться, чтобы компании реализовывали правила юзабилити правильно.

Следите за работой пользователей

Часто компании основывают дизайн своих сайтов на отзывах пользователей, собранных неверными методами. Создается несколько вариантов дизайна, их показывают группе пользователей, а затем спрашивают, какой дизайн им нравится. Неверно! Если пользователи реально не «пощупают» дизайн, они будут высказывать свое мнение лишь на основании поверхностного взгляда. Это мнение всегда отличается от того, которое высказывается после реальной работы с сайтом.

Например: вращающийся логотип выглядит вполне симпатично, но только если на странице больше ничего не будет.

Другой пример: выпадающие меню (drop-down menu), идея взятая из стандартного пользовательского интерфейса, которую они понимают. Однако, несмотря на иллюзию мощного средства работы с сайтом, выпадающими меню часто трудно пользоваться, и они либо путают пользователей, либо случайно приводят их не на ту страницу, которая им была нужна.

Для того, чтобы понять, какой дизайн лучше, посмотрите за пользователями, пока они пытаются выполнить на сайте ту или иную задачу.

Результат от полученых данных сводится к основным правилам юзабилити:

  • Смотрите, что люди делают реально
  • Не верьте тому, что люди говорят о своих действиях
  • И уж точно не верьте тому, что люди говорят о своих возможных действиях в будущем

Скажем, 50% опрошенных заявляют, что покупали бы товары более активно, если бы коммерческие сайты предлагали 3-хмерный снимок продаваемого товара. Значит ли это, что вам немедленно нужно приступить к изготовлению 3-хмерного сайта? НЕТ! Это означает, что для опрошенных 3-хмерность — это круто. Мир кишит проектами, которые брали начало от мнений людей о гипотетических продуктах и услугах. В теоретических опросах люди просто фантазируют о том, как бы они поступили, или что бы им понравилось. Но это вовсе не означает, что в реальной жизни им действительно это понравится, или они поступят именно так.

Когда и как слушать

Однако, при сборе данных о предпочтениях вам необходимо принимать во внимание человеческую природу. Беседуя с пользователями об их впечатлениях о работе с сайтом, необходимо исключать три вещи:

  • Отвечая на вопросы (особенно в фокусной группе), люди стараются, чтобы их слова были ближе к тому, что, как им кажется, вы хотите от них услышать, или что более приемлемо в обществе.
  • Когда пользователи рассказывают вам о своих действиях, они на самом деле сообщают вам о том, что они помнят из своих действий. Человеческая память подвержена ошибкам, особенно в отношении к мелким деталям, которые бывают порой очень важны в дизайне интерфейса. Пользователи могут вообще не запомнить некоторые подробности, например, элементы интерфейса, которые ускользнули от их внимания.
  • Вспоминая о своих действиях, пользователи рационализуют свое поведение. Несчетное количество раз я слышал выражения подобные этому: «Будь эта кнопка чуть побольше, я бы ее увидел». Может быть. Однако, все что мы знаем из этого высказывания, это то, что пользователь кнопки не увидел.

Наконец, вы должны подумать о том, как и когда собирать мнения пользователей. Казалось бы, проще всего выложить форму опроса на сайт, но в этом случае вы вряд ли получите надежные результаты (если получите вообще). Пользователи, увидевшие и заполнившие форму до того, как поработали с сайтом, дадут неверные ответы. Пользователи, увидевшие форму опроса после того, как они попользовались сайтом, скорей всего уйдут с сайта, так на опрос и не ответив. Единственный вопрос, который действительно хорошо работает в онлайновых опросах, это: "Почему вы сегодня посетили наш сайт?"

Автор: Якоб Нильсен


Оставить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. Если есть аккаунт Gravatar, то отображается глобальный аватар.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
А ты не робот? Введи 5 цифр
                                                                        
ad888888b, 888888888888 888888888888 ad88888ba ad888888b,
d8" "88 ,8P' ,8P' d8" "8b d8" "88
a8P d8" d8" Y8a a8P a8P
,d8P" ,8P' ,8P' "Y8aaa8P" ,d8P"
a8P" d8" d8" ,d8"""8b, a8P"
a8P' ,8P' ,8P' d8" "8b a8P'
d8" d8" d8" Y8a a8P d8"
88888888888 8P' 8P' "Y88888P" 88888888888

Enter the code depicted in ASCII art style.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.